Что такое Motorcraft? Является ли запчасть Motorcraft - оригинальной запчастью Ford?

Что такое Motorcraft? Является ли запчасть Motorcraft - оригинальной запчастью Ford?

Для того, чтобы определиться с тем, в каких отношениях состоит торговая марка Motorcraft с компанией Ford, для начала, дадим цитату из Wikipedia:

"The Ford Motor Company launched this auto parts division in 1972 to provide replacement parts and original equipment parts. This brand replaced Autolite as Ford's official parts brand. Autolite is still a brand name in use today, but is currently owned by FRAM. Motorcraft was originally launched in the 1950s with very little success, and was discontinued when Ford purchased the Autolite trade name. Ford was forced to sell Autolite by the Federal Trade Commission. The government found Ford had violated antitrust laws." ссылка

Просим прощения у уважаемых читателей, статья на английском языке - единственная из существующих в Wikipedia. Далее следует перевод:

"Компания Ford Motor Company запустила это подразделение (Motorcraft, ред.) по автомобильным запчастям в 1972году, для снабжения заменными (альтернативными, ред.) и оригинальными запасными частями. Этот бренд (Motorcraft, ред.) заменил Autolite в качестве официального бренда запчастей Ford. Autolite всё ещё существует в качестве бренда, но в данный момент им владеет FRAM. Изначально, Motorcraft был запущен ещё в 50-х годах, но с малым успехом и после приобретения Фордом торговой марки Autolite был приостановлен. Возобновление проекта произошло после того, как Ford был вынужден продать Autolite под давлением Федеральной Торговой Комиссии. Организация пришла к заключению, что Ford нарушил антимонопольное законодательство."

Официальный сайт торговой марки Motorcraft

Сразу хотим принести свои извинения за несколько корявую стилистику перевода, мы старались сохранить стиль изложения оригинального текста, а не гнались за художественностью перевода. В остальном, перевод настолько точен, на сколько это возможно.

Итак, что же такое Motorcraft? Не будем повторять текст, но самыми важными в нём являются два первых предложения. Из них мы знаем, что Motorcraft - дочерняя компания Ford'а, созданная как официальный поставщик оригинальных и альтернативных/заменных (на этом двойном термине мы остановимся чуть ниже) запасных частей.

Разумеется, первый вопрос, который задаст большинство читателей: зачем Ford'у это нужно? В тексте есть упоминание и об этом: антимонопольное законодательство.

Дело в том, что как это не парадоксально, Ford - производитель автомобилей, грузовиков, автобусов, но при этом, он производитель только части запчастей и элементов, из которых производится его основная продукция. Разумеется, от части это может быть продиктовано тем, что нет смысла строить свой собственный завод подшипников, если рядом стоит завод подшипников фирмы SKF. Однако в дальней перспективе, если Ford построит свой собственный завод подшипников - стоящий рядом завод SKF закроется из-за отсутствия заказов. Именно для этого был введён ряд ограничений на то, какой процент запчастей, использующихся при производстве автомобиля, должен быть произведён силами Ford и какой - сторонними поставщиками.

Такая политика ставит автопроизводителя в несколько невыгодные начальные позиции в плане будущих продаж запчастей и выгоды, получаемой при этом. Да, львиная доля запчастей, из которых производится автомобиль достаётся самому производителю, но ведь при этом львиная доля запасных частей служит очень долго и требует замены только по воле случая. Примеры? 

  • Кузовные запчасти. Они ведь не изнашивается быстро и требуют замены только в случае аварии;
  • Внутренняя отделка кузова - вообще служит в течение всего срока эксплуатации автомобиля и ремонтируется с заменой отдельных элементов только по воле того же случая;
  • Двигатель. Современные двигатели собственного производства - предмет гордости каждого автопроизводителя. Но именно он-то и должен "служить вечно", чтобы автомобиль пользовался успехом у покупателей.

Вот так, в три этапа, мы обошли 60-70% запчастей, из которых собирается современный автомобиль. Оставшиеся, по большей части, как раз и производится "смежниками". Разумеется, размещая заказ на производство запчасти у стороннего производителя, Ford передаёт проектную документацию по заказываемому изделию, с указаниями по материалам, из которых должны производиться отдельные компоненты изделия, чистоте обработки сопрягающихся поверхностей и др. Всё это влияет на эксплуатационные качества и срок службы конечного изделия. Также, вводится отдельный контроль качества при производстве. Всё это делается для того, чтобы запчасть получила клеймо "Ford" и поступила на конвейер, либо на склад для будущего ремонта автомобиля.

Но мы несколько отошли от темы. Итак, те самые 30-40% запчастей, производимых "смежниками", в большинстве своём и есть те самые запчасти, которые в последующем потребуются для ремонта и обслуживания автомобиля. А теперь, самое время поговорить о ценообразовании на оригинальную запчасть.

  • Оригинальная запчасть состоит из дорогих материалов, имеющих высокую износостойкость и эксплуатационные характеристики, которыми руководствовались инженеры при проектировании смежных деталей, узлов и агрегатов.
  • Высочайшая чистота механической обработки, требующая максимального количества операций с обрабатываемой поверхности, а также оборудования с соответствующим классом точности. Это сильно увеличивает стоимость изделия.
  • Сборка, с учётом всех требований технологии. 
  • Разумеется, "смежник" хочет оправдать свои затраты на производство и его содержание и что-то заработать за все свои труды, но получается не так много, ведь есть и конкуренты, желающие стать "смежниками".
  • Разумеется, Ford'у тоже хочется заработать, причём немало (надо же заплатить налоги, продолжить разработки новых моделей автомобилей и двигателей, выплатить зарплаты многомилионному персоналу, и себе ещё что-нибудь оставить).  

Поэтому, цена на оригинальную запчасть - намного выше любой "альтернативной".  

Теперь поговорим о тех самых "альтернативных/заменных" запчастях. О них в этой статье будет сказано немного, поскольку мы планируем выпустить целый цикла статей о альтернативных - неоригинальных запчастях. В целом, то, что необходимо знать сейчас:

  • В зависимости от того, как составлен первичный контракт между Ford'ом и "смежником", последний, по прошествии определённого времени имеет, либо не имеет право производить и продавать изделия, сделанные согласно технической документации Ford, но при этом без его клейма под своей собственной торговой маркой.
  • При этом, конкуренты "смежника" - вообще не связаны никакими обязательствами. Обычно проходит от полутора до двух с половиной лет до того момента, когда копии оригинального изделия, произведённые различными торговыми марками начинают появляться в свободной продаже.
  • Вот тут-то и вступают в силу законы рынка. Зачастую, если запчасть востребованная, выигрывает тот производитель, у которого цена на изделие - ниже. Погоня за прибылью захлёстывает всех участников и зачастую это происходит и с самим "смежником", который в разумных (или не совсем разумных) пределах снижает качество изделий, производящихся под собственной торговой маркой. К примеру, применяет более дешёвые материалы, или уменьшает количество операций на обработку сопрягающихся поверхностей. Разумеется, долговечность такой детали падает (вместе с ценой на неё).

К сожалению, в такой системе "золотой середине", когда качество оригинальной запчасти сочетается с доступной ценой - места нет. Точнее, его не было, пока Ford в 50-х годах не совершил гениальный ход - создать (или купить) параллельную торговую марку, которая в угоду антимонопольному законодательству не будет Ford'ом, но при этом производить большую часть недостающих для конвейера запчастей, а также продавать их под своим именем в розничных сетях. При этом Ford Motor Company гарантирует качество и соответствие проектной документации изделий, продаваемых под "чужим" именем.

К сожалению, как следует из текста, первая попытка действовать по такому плану - не увенчалась успехом, совместная деятельность торговой марки Autolite и Ford Motor Company попала в поле зрения американского аналога антимонопольного комитета и под давлением американского правительства Ford'у пришлось продать Autolite. Взамен (ведь по сути, буква закона не была нарушена), было разрешено производить ограниченный список запчастей, поставляющихся на конвейер, используя собственную дочернюю торговую марку. Так появился современный Motorcraft.

Со временем, благодаря послаблениям в законодательстве и умным юристам компании Ford, список продукции, выпускаемой под торговой маркой Motorcraft расширился. А благодаря тому, что запчасти Motorcraft являются той самой "золотой серединой", при которой качество оригинальной запчасти продаётся по доступной цене - торговая марка завоевала уважение в США, Канаде и странах Южной Америки.  

Возвращаясь к Европе и европейскому рынку, следует отметить, что здесь торговая марка Motorcraft представлена достаточно слабо. Дело в том, что объём производственных мощностей, которыми владеет торговая марка ещё очень мал. Поэтому основной акцент для европейского рынка сделан на наиболее прибыльных направлениях, а это традиционно расходные материалы (фильтры, тормозные колодки, лампы, компоненты сцепления, свечи зажигания), а также некоторые узлы и детали подвески: амортизаторы и шарнирные изделия (шаровые опоры, рулевые наконечники).

В заключение хотим сказать, что ежедневно сталкиваясь с запчастями Ford и Motorcraft, эксплуатируя их на своих автомобилях, общаясь с нашими клиентами, ремонтирующими и обслуживающими при помощи этих запчастей свои автомобили; разница в качестве между запчастями и расходными материалами Ford и Motorcraft - отсутствует.